Terra Incognita. Клуб Полуночный Экспресс

Интервью с Евгением Гаглоевым

Интервью с Евгением Гаглоевым

С ПИСАТЕЛЕМ РАЗГОВАРИВАЕТ БОРИС НЕВСКИЙ

Издательство «Росмэн» открывает новый цикл «Мир Санкт-Эринбурга», куда войдут романыЕвгения Гаглоева, популярного автора фантастики для подростков. В основу цикла ляжет новая серияГаглоева «Пандемониум», стартовый роман которой, впрочем, уже выходил, только под другим названием и в другом издательстве. Мы поговорили с Евгением о загадках «Пандемониума», мире Санкт-Эринбурга и других книжных сериях.

В издательстве «Росмэн» начинается выпуск вашей серии «Пандемониум», в которой предположительно будет аж дюжинатомов. Что нас ждёт — очередной «ГарриПоттер по-русски»? Или нечто более значительное и оригинальное?

Радует, что современное российское фэнтезидля подростков давно перестали сравниватьв первую очередь с «Гарри Поттером». С этойзнаменитой сагой «Пандемониум» родниттолько присутствие в сюжете закрытойакадемии, где учатся необычные подростки.Однако это лишь один из элементов основнойистории. В серии совершенно точно будетровно 12 томов, по числу знаков зодиака. Планна всю серию уже составлен, и я точно знаю,в какой книге что будет происходить.Само слово «Пандемониум» означает некое собрание различных представителей нечистой силы, поэтому оно как нельзя лучшеподходит для всего проекта. Это и названиетой самой академии, где учатся главныегерои, каждый из которых обладает оченьнеобычными способностями. Так же можноназвать и городок Клыково, в окрестностяхкоторого расположена академия. Это настоящая глубинка, со всех сторон окружённаядремучими лесами. Небольшое поселение, гдеза благопристойными фасадами скрываютсястрашные тайны. У каждого жителя есть свойскелет в шкафу, каждый особняк скрываетсекреты, которые и предстоит разгадыватьглавным героям и читателям на протяжениивсего повествования. Городским сообществомтайно правит «Королевский Зодиак», собрание из дюжины человек, каждый из которыхскрывает своё истинное лицо. Есть и тринадцатый, изгнанник и отщепенец по прозвищу Змееносец, чья личность также пока неизвестна. Юные герои пытаются разгадатьмрачные тайны академии, городка Клыковои самого «Королевского Зодиака», выясняя,что все члены собрания тесно связаны с этими самыми секретами. Вскоре жизнь каждогооказывается под угрозой. Кроме, собственно,загадок и расследований в книгах будет показана обычная жизнь ребят, отношенияс друзьями, сложности с родителями. Ну и романтические линии, куда же без них? В сериияркие герои, интересные злодеи, каждыйсо своими целями и мотивацией.Все тайны будут раскрываться постепенно, а 12 книг в итоге соберутся в масштабныйпазл, раскрывающий все секреты «Пандемониума». К финальному тому абсолютно всемаски будут сорваны, и развязка станет действительно мощной.

Большинство ваших книг связано общим миром — городом Санкт-Эринбургом. Откуда взялась идея единого пространства для героев и сюжетов?

Идея, конечно, не нова, в современной истории есть несколько подобных примеров.Те же мультивселенныеMarvel и DC. Сначалая об этом даже не задумывался. Первопроходцем, этакой основой для создания новогомира стала моя первая серия «Зерцалия».Герои тех семи книг, главные и второстепенные, настолько полюбились читателям,что от ребят начали поступать просьбырассказать побольше о том или иномперсонаже. Описывать всё в рамках однойсерии было просто нереально, томикии так получались довольно увесистыми.Вот тогда и пришла мысль о новой сериидля того же Никиты Легостаева, героя цикла«Пардус», или Алексея Грановского из трилогии «Наследники». А теперь вот и «Пандемониум». Всеони так или иначе связаны с гигантским мегаполисом Санкт-Эринбургоми его окрестностями. Некоторые локациистановятся местом действия книг из разныхсерий. Второстепенным героям и злодеяминогда приходится пересекаться. К примеру,в «Городе тёмных секретов» мы снова встречаемся со злодейкой, история которой началасьв пятом томе серии «Пардус». Главныйгерой «Пандемониума» Тимофей Зверевтакже знаком читателям, он был второстепенным персонажем одной из других серий. Звучит немного сложно, но запутатьсячитателю точно не грозит, ведь все серии —это совершенно разные истории, связанныедруг с другом лишь общей мифологиейи отдельными персонажами.

Ранее роман «Город тёмных секретов» уже издавался, причём дважды и под разными названиями. Почему тогда не срослось с продолжениями? И отличается ли рестарт первого тома «Пандемониума» в «Росмэне» от предыдущих изданий АСТ?

Действительно, несколько лет назад книгавыходила в АСТ под одним названием, спустяпару лет вдруг вышла под совершенно другим,причём я сам не понял, почему это произошло.Спустя какое-то время срок договора истёк,и мне показалось логичным передать праваиздательству «Росмэн», где к тому времени ужеуспешно издавались мои серии «Зерцалия»и «Пардус». Действие «Пандемониума» разворачивается в том же мире, в той же мультивселенной, с которой «Росмэн» достаточноуспешно работает в плане продвижения. Поэтому сомнений в том, что серия наконецобретёт продолжение, у меня нет. Издательство не только перевыпустило первыйроман в безумно красивом оформлении,но и сразу предложило договор на всепоследующие тома. Естественно, у читателей возникла небольшая путаницасо всеми этими переизданиями. Поэтомуспециально для поклонников серии текстбыл основательно дополнен и выпущенпод новой редакцией. В книге появилосьнесколько дополнительных глав, представляющих других героев, важных дляпоследующих томов. Также в качествебонуса в первом томе опубликована картатого самого Клыково и всех его окрестностей, с местечками, хорошо известнымичитателям «Зерцалии» и «Пардуса».«Пандемониум» — это уже четвёртаясерия, действие которой происходит в вымышленном городе Санкт-Эринбурге и егоокрестностях. Этот мир основательно разросся, и теперь при чтении создаётся эффектприсутствия — когда герой проезжает мимокакого-то здания, читатель уже знает, ктов нём живёт. Для нас с издательством сталопонятно, что все серии надо объединятьв единый цикл. Так и появился «Мир Санкт-Эринбурга». Кстати, осенью будет запущенцелый интернет-портал, посвящённый этомумиру. Там можно будет не только найти информацию обо всех книгах, но и посмотретьна эксклюзивные артефакты из этого мира,узнать подробности о жизни героев, почитать интервью с ними, изучить карты Санкт-Эринбурга и его окрестностей. Портал будетпредставлен как настоящее СМИ Санкт-Эринбурга, где в режиме реального времениописывается всё происходящее в городе.

Название «Санкт-Эринбург» напоминает об исторических центрах России и Шотландии. Есть ли конкретные прототипы у вашего города и его отдельных локаций?

Открою секрет. «Санкт-Эринбург» — этопроизводная от названий двух реальныхгородов, которые мне очень нравятся: Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Многие ребятасразу об этом догадались, ведь читателииз этих городов даже узнают некоторыеместа, описанные в книгах. Узкие тёмныеулочки, старинные дворцы, соседствующиес ультрасовременными небоскрёбами, обшарпанные многоэтажки и богатые особняки. Множество маленьких тихих городковпо соседству. Только в подобном местемогли происходить такие истории. У Клыково тоже есть свой прототип — небольшойгородок в Свердловской области неподалёкуот Екатеринбурга.

Какую из своих серий вы считаете самойудачной и самой любимой? И почему?

Думаю, «Пардус». Очень симпатичные и живые герои, которые часто действуют вразрезс изначальным замыслом автора. Также получились действительно интересные злодеи.От некоторых даже у меня мурашки по коже.А в самой истории я постарался выразитьсвою любовь к различным супергеройскимкомиксам, и, мне кажется, это получилось.По сути, Никита Легостаев — самый настоящий супергерой, которого можно сравнитьс тем же Человеком-пауком. Он сражаетсясо злом, угрожающим безопасности егосемьи и друзей, попутно спасая не толькогород, но и весь мир. Также именно «Пардус»за счёт того, что герои много путешествуюти встречаются с очень необычными личностями, очень способствовал развитию тойсамой вселенной Санкт-Эринбурга.

Откуда берёте образы героев для своих серий? Кого считаете самым ярким и достоверным?

Образы героев у меня всегда сборные. Часто бывает, что интересный персонаж совмещает в себе черты реально существующих людей. Именно так и создаются живые герои, которым читатель верит и сопереживает. Есть персонажи, которых даже зовут так же, как их прототипов. Есть они и в «Пандемониуме» — эти люди стали одними из первых читателей нового цикла. Ну а самый яркий, конечно, Алексей Грановский, которого я частично написал с себя. Наверное, поэтому он и получился таким… От меня он перенял не только положительные, но и отрицательные черты. Несмотря на это, читатели «Зерцалии» и «Наследников», судя по многочисленным отзывам и рисункам в соцсетях, его просто обожают.

Любопытно, что почти все герои ваших книг носят несколько старомодные русские имена — Аграфена, Афанасий, Тимофей, Серафима… Никаких Саш, Наташ и Маш! В этом заложен какой-то особый смысл или так случайно получается?

Вообще изначально так сложилось, чтораз я пишу российское фэнтези и все героиу меня русские, то и имена у них должныбыть соответствующие. Героиню «Зерцалии»,например, зовут Катерина Державина, а противостоят ей члены «Клуба Калиостро» — потомки самых известных российских дворянских фамилий. Это интересно, это необычно,это нравится юным читателям, которые внезапно находят знакомые фамилии в учебниках по истории. Наташи, Тани и Димки тожеесть и играют немаловажные роли в сюжете.Знаю, что многие молодые родители сейчасдают детям именно старомодные русскиеимена. Возвращение к истокам, так сказать,к своему наследию. В «Пандемониуме»,кстати, это будет более заметно, чем в другихсериях. Ведь большинство монстров там

именно из старославянской мифологии. При составлении черновиков я долго изучал пантеон исконно славянской нечисти. И, надо признаться, есть у нас такие монстры, что и Голливуду не снились.

Ваши герои, как правило, весьма юны. Насколько сложно проникнуться психологией «племени младого, незнакомого»? Илидля написания качественной подростковой фантастики на возрастные ограничения вообще обращать внимания не стоит?

Кто-то из известных авторов говорил, что писать для юных гораздо сложнее, чем для взрослых. Нужно в первую очередь уважать своего читателя. Не сюсюкать с ним, даже если пишешь для совсем маленьких детей. Не давить нотациями и нравоучениями, чем грешат очень многие авторы старшего поколения. В моих книгах, конечно, есть моральная составляющая, но я стараюсь не давать её «в лоб», а показывать всё на конкретных примерах. Например, как поступки тех или иных героев могут отразиться на их будущем. А проникнуться психологией подростков мне не очень сложно. Для автора всегда важно быть на одной волне со своей аудиторией,поэтому как-то само собой выходит, что я слежу за веяниями моды, новыми гаджетами, новинками музыки и кино, мультсериалами и комиксами. Да и сам ещё далеко не старик. По ощущениям, застрял где-то в восемнадцатилетнем возрасте.

Сложно ли делать центральнымиперсонажами девочек? Вы такойзнаток женской психологии? Илиприходится обращаться за помощью к «консультантам» противоположного пола?

В нашей семье много представительниц прекрасного пола. К тому же у меня много знакомых коллег-девушек, обладающих самыми разными характерами и темпераментами. Специфика работ в театре обязывает. Иногда достаточно просто понаблюдать со стороны, и интересный образ рождается сам собой. Поэтому делать центральной героиней девушку мне не так сложно. Но положительные героини у меня всегда «пацанки», искательницы приключений. Думаю, большинству мальчишек нравятся именно такие девочки, помню из собственного детства. Про гламурную фифу, помешанную на косметике и брендовой одежде, мне, наверное, и писать было бы неинтересно.

Читаете ли вы книги других авторовподростковой фантастики? Можноли сказать, что кто-нибудь особенноповлиял на ваше творчество?

Так сложилось, что читаю в основном зарубежных писателей. Из самых любимых могу назвать Филипа Пулмана, Джонатана Страуда, Кассандру Клэр, РикаРиордана. Они настоящие мастера подросткового фэнтези, мистики и ужасов. Это чтобы быть в тренде и настраиваться на нужный лад при написании собственных книг. А кто повлиял? Думаю, прежде всегоСтивен Кинг. Его «Как писать книги» всегда лежит у меня под рукой — как некое пособие по писательскому мастерству. Ну и Риордансо своим циклом о Перси Джексоне. Мне кажется, это самый хороший пример того, как надо писать интересное и захватывающее подростковое фэнтези.

Так что же, «Пандемонимум» всерьёзи надолго? Или есть и другие творческие планы?

Сейчас это для меня главный проект, которому я несколько лет буду уделять особое внимание. Параллельно нужно достойно закончить серию «Пардус», а также не забывать о серии «Афанасий Никитин», которая тоже пользуется спросом у читателей. Есть ещё детская серия «Кефир, Гаврош и Рикошет», которая здоровопомогает мне отвлечься от напряжённых событий в Санкт-Эринбурге. Совсем недавно завершилась трилогия «Наследники», но читатели уже сейчас требуют продолжения. Но во главе угла, конечно, «Пандемониум». Попутно я давно собираю идеи для нового проекта, и это точно будет ещё одна история из вселенной Санкт-Эринбурга. Так что работы хватит, главное,чтобы всё получилось достойно.